21:00 

Заповеди Йоги. Яма и Нияма. Часть 1, Яма.

yogastyle
Сообщество, посвященное Йоге в целом и Айенгара-Йоге в частности.
Яма и Нияма – это названия двух первых ступеней йоги, по классификации, приводимой мудрецом Патанджали в «Йога-сутре». Это первое и основное указание человеку, с чего начать путь своей личной эволюции, своего самосовершенствования. Эти положения не следует понимать догматически, но следует помнить, что человек, не соблюдающий определенные принципы, может быть раздавлен своими собственными, все возрастающими силами.

Яма (дисциплина, правильный образ жизни) регулирует этические отношения с окружающим миром.
"Яма" означает "контроль, управление". Практикуя Яму, мы берем под контроль действия по отношению к миру. Вот пять ограничений:

1) Ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе, по отношению к самому себе и к естественному порядку в мире. Первое правило Ямы популяризовал Махатма Ганди. Желание как-либо обидеть другое живое существо – даже нанести вред окружающей среде, ибо она тоже в той или иной степени жива и сознательна, – отчуждает нас от реальности души и укрепляет иллюзию эго. Если мы не желаем зла ни одной живой твари, даже если необходимо убить её, нас наполняет сознание спокойного принятия других и жизни, независимо от того, как поступают с нами самими. При этом, с приходом благожелательности, которая появляется вместе с принятием, мы встречаем и соответственное отношение к себе со стороны других. Когда мы совершенствуем качество ненасилия, в нашем присутствии прекращается враждебность.
2) Сатья - отказ от лжи, в первую очередь от самообмана. У несовершенного человека существуют колебания сознания, по множеству самых разных причин, которые обуславливают его поступки, ограничивают их эффективность. Эффективность поступков зависит от того, на что ориентировано ваше сознание: чем более высокую истину оно представляет, тем более совершенным образом оно выражено в действии. Ввиду несовершенных духовных состояний и мировоззрения результаты действий не достигают поставленных целей, а для того, чтобы все реализовывалось, Патанджали рекомендует непрерывный поиск Истины и утверждение в ней, а там, где есть Истина - там всегда предельная осознанность, ответственность за свои поступки. Утвердившийся в сатье раскрывает вак-сиддхи, все его слова быстро реализуются.
3) Астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит. Великие Гуру и тексты говорят, что вы являетесь Абсолютом, в котором есть всё, и, придерживаясь такого мировоззрения, вы постепенно вернете себе утраченное ранее совершенство. Вы освободитесь от всего, обретя все. Качество нестяжания, развитое в совершенстве, вырабатывает тонкий магнетизм, позволяющий его обладателю без усилий привлекать нужные ему вещи. Поэтому он никогда не волнуется о том, что не получит нужное ему, чем бы это ни было. Он обязательно получит то, в чём нуждается.
4) Брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям. Обычно эту установку соотносят с практикой полового воздержания, однако она имеет более широкий смысл. Брахмачарья означает контроль всех естественных потребностей, из которых половое влечение – самое сильное, но не единственное. Самоконтроля важно добиваться прежде всего умеренностью и постепенностью, направляя свои усилия на достижение совершенства в этом. Для достижения самоконтроля искатель даже в разгар удовольствия учится направлять ощущение этого удовольствия вверх, в мозг. Он должен стараться ощутить, как это чувственное удовольствие питает его внутреннюю радость в её источнике в “Я”. Совершенный контроль над всеми своими естественным склонностями даёт нам неисчерпаемую энергию. Ибо наша энергия и воистину всё, что мы способны выразить в творческом энтузиазме, изливается тем обильнее, чем шире мы раскрываем источники жизни внутри себя.
5) Апариграха - отказ от принятия подарков и благодеяний. Полная самодостаточность, готовность всегда расчитывать только на свои силы.
Это отклонение ненужных даров, свобода от накопительства в мыслях, на словах и в делах. Не следует брать вещей, в которых нет действительной нужды, брать незаслуженные дары или подарки, ставящие человека в зависимость от кого-либо. Впрочем, принятие любого дара в какой-то степени ставит человека в зависимость. “Непринятие” составляет естественную пару с “нестяжанием”. Нестяжание означает непривязанность к тому, что не принадлежит нам, непринятие же означает непривязанность к тому, что мы обычно считаем своей собственностью. Дело в том, что нам на самом деле не принадлежит ничего. Всё – наши тела, поступки и даже мысли – принадлежит Господу.

Несоблюдение этих пяти правил пагубно для индивидуума и общества в целом, так как способствует насилию, лживости, воровству, распутству и жадности, одним словом, привносит хаос в отношения между людьми, что ведет к их страданиям и делает невозможным создание равновесия, гармонии сознания человека и всего общества.

Все вредные привычки и поступки вытекают из нарушений этих правил. В начале занятий йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом утром и вечером в спокойной обстановке не менее 15 мин и не более часа. Постепенно это войдет в привычку, установится постоянный автоматический (подсознательный) самоконтроль. Анализируя свое поведение, ученик должен выявить все свои плохие качества и бороться с ними. Для этого он должен культивировать противоположные, т. е. положительные, качества. Со временем они вытеснят из его слов, мыслей и действий все отрицательное. Если же все время думать о плохом, то оно еще крепче осядет в сознании, так как в коре головного мозга создается отрицательная доминанта. Итак, желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые бы вы хотели приобрести, а не на тех, от которых хотите избавиться. Следует вырабатывать в себе дружелюбие, симпатию, сострадание к окружающим, радость, равнодушие к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя и др.), избегать общества плохих людей.

Ямой нужно заниматься постепенно (переходя с отработки одного правила на другое; все сразу реализовать нельзя), последовательно от менее трудных задач к более сложным, регулярно (практика Ямы должна быть постоянной, каждодневной). После освоения основных положительных качеств продолжайте совершенствоваться в деталях. Этот процесс должен продолжаться в течение всей жизни.

Когда пять предписанных правил будут отработаны, продолжая их совершенствовать, можно перейти к следующей ступени — Нияме.
запись создана: 26.02.2012 в 19:44

@темы: Яма, Ступени йоги, Нияма

URL
   

Yoga. The way of life

главная