22:05 

Заповеди Йоги. Яма и Нияма. Часть 2, Нияма.

yogastyle
Сообщество, посвященное Йоге в целом и Айенгара-Йоге в частности.
Нияма – вторая ступень йоги. Это указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей. Нияма — культивирование определённых навыков и привычек, которые помогают практикующему в приобретении навыков интроспекции. Это дальнейшее воздействие на характер человека, который практикует йогу, через самодисциплину. Это наши качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию. С освоением Ямы сознание освобождается от неправильных состояний, делается более пустым, и на место пороков приходят добродетели Ниямы. Нияма базируется на шести основных принципах:

1. Шауча - соблюдение внешней и внутренней чистоты. Чистота тела, ума и окружающей среды очень важна для гармонизации энергии. Внешняя чистота означает обычную чистоплотность. Сюда относится очищение тела как снаружи, так и внутри (купание, очистка кишечника, желудка и другие процедуры из комплекса шаткарм), а также и очищение тонких энергетических каналов и чакр. Внутренняя чистота связана как со здоровым, естественным функционированием органов тела, так и с чистотой ума. Сюда относится очищение ума от несущих смятение эмоций: ненависти, ярости, гнева, вожделения, алчности, обмана и гордыни, порочных мыслей, а также очишение речи от пустословия и злословия. К Шауче относится и чистота пищи: это ее состав, способ приготовления, средства ее добывания. Важным моментом является чистота места для духовной практики. В поддержании внешней и внутренней чистоты важную роль играют занятия асанами и пранаямой.

2. Сантоша - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода. Принимать вещи такими, как они есть и быть довольным – высшая степень добродетели. Это приведение в соответствие желаний и возможностей. Это удовлетворенность всем полученным при естественном ходе событий и добровольном отказе от наложения какого-либо рода претензий к происходящему. Это правило предполагает сохранение бодрости и спокойствия в любой ситуации. Ум освобождается от честолюбия, стремления к земным вещам и зависти по отношению к тем, кто наслаждается подобными вещами. Однако, не должно присутствовать довольство нравственными и духовными достижениями. Постоянная целеустремленность, наряду с настойчивостью, должны способствовать непрерывному прогрессу. Сила, которая приходит при безупречном Довольстве – высшая степень блаженства.

3. Тапас - самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему. Эта нияма означает совершенствование наших способностей по самоограничению и аскетизму. Тапас заставляет тело быть в форме и хорошо функционировать. Это действия, которые изучающий йогу должен практиковать ежедневно чтобы привести тело в нужное состояние. Буквальный смысл слова «тапас» — очищение тела посредством внутреннего огня. В контексте занятий йогой асаны и пранаяма являются средствами сохранения физического здоровья. Еще один аспект тапаса проявляется в постоянном превосхождении самого себя. Тапас - это усилие, направленное на то, чтобы делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен. Тапас можно определить как непрерывно прилагаемое усилие на пути к цели. Различные психические силы приходят при безупречном выполнении этой ниямы.

4. Свадхиайя - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний. Любая учеба, любые размышления и любое общение, которые позволяют нам больше узнать о себе, — это свадхиайя. «Йога-сутры» говорят, что по мере продвижения в исследовании самих себя мы постепенно будем находить связь с божественными законами и с пророками, открывшими их людям.

5. Ишвара Пранидхана - посвящение себя и своих дел Богу. Набожность направляет естественную любовь сердца от мирских объектов к Богу. Это совершенно необходимое качество на духовном пути. Если Набожность достаточно сильна, возможно достигнуть цели даже без техник, как это делали христианские святые. При безупречной Набожности мы попадаем в состояние “Самадхи”, или Божественное блаженство.

Как говорил Патанджали, ямы и ниямы не должны зависеть от положения в обществе, места, времени или возможности. Он настаивал на том, что мы не должны искать оправданий с целью избежать делать их. Если мы начнем искренне практиковать эти качества, неизбежно возникнет ситуация, при которой появится сомнение в возможности практики. Однако, если мы будем упорны, то Вселенная, а не мы, начнет приспосабливаться. Это глубокая и тонкая наука, которая говорит о законах чудес.

Яма и нияма определённым образом уравновешивают друг друга для избежания однобокости, чтобы воля не вырождалась в жестокость, сила не становилась грубостью, а ненасилие — самоуничтожением. Бестактная правдивость весьма напоминает хамство, нестяжательство может быть превращено в иждивенчество, воздержание — в предмет ярой гордости. Взаимосвязь между пятью ниямами и их противоположностью, ямами, имеет аспект дополнения. Тапас представляет собой естественное следствие брахмачарьи (самоконтроля), ибо подразумевает настрой на приём энергии, которая прежде направлялась вовне, и всё более усердное перенаправление её на духовный поиск. “Чистота” составляет естественное сочетание с ахимсой (ненасилием), ибо лишь отказом от желания проявлять какое бы то ни было насилие по отношению к другим мы развиваем ту прекрасную невинность, которая является самым несомненным признаком внутренне чистого и пребывающего в покое сердца. “Преданность Богу” составляет пару с “воздержанием от неправды”. Совершенная правдивость влечёт за собой безоговорочное признание того, что существует лишь одна реальность – Бог, вне которой у нас нет существования. Преодоление соблазна отложить момент встречи с конечной истиной о себе – такая непреложная и абсолютная честность по отношению к самим себе допускает лишь один результат, суть которого заключена в последней нияме.

Если человек всем сердцем осознал необходимость соблюдения ямы, он сам естественным образом приходит к пониманию и осуществлению ниямы, в правилах которой красной нитью проходит необходимость к самодисциплине. И это та основа, тот фундамент, построив который можно переходить к следующим ступеням.

@темы: Яма, Ступени йоги, Нияма

URL
   

Yoga. The way of life

главная